Зачем нужны государственные институты развития

Автор: head

Дата: 23.11.2016

Несмотря на все старания государства заниматься развитием инновационных институтов, удельный вес инновационно- активных предприятий в российской экономике до сих пор чрезвычайно мал. По сути развитые и неразвитые страны как раз отличаются разницей показателя удельного веса инновационно-активных предприятий. Для сравнения: в России эта цифра составляет  9–10%, а в Германии — около 80%.

Государственные институты

Главными участниками развития инновационной экономики выступают институты развития - специализированные государственные организации, деятельность которых направлена на стимулирование развития и укрепление НИС, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП).

Ключевые критерии, по которым можно отнести организацию к институтам развития:

1) наличие стратегических целей, зафиксированных в нормативных актах и учредительных документах;
2) целеполагание, направленное на развитие определенных отраслей, секторов, регионов или экономики в целом;
3) наличие специфической нормативной базы и регулятивно-организационных требований;
4) использование в своей деятельности принципов ГЧП.

Институты развития выступают своеобразным «катализатором» частных инвестиций в приоритетных отраслях экономики. Они способствуют созданию и внедрению инноваций, а также улучшают инновационную инфраструктуру. В настоящее время в мире функционирует около 750 финансовых институтов развития, большинство из которых — это банки развития, и свыше 50000 нефинансовых.

Банки развития отличаются от коммерческих банков отношением к  прибыли. Первые призваны способствовать развитию экономики и общества, вторые  — стремятся получить прибыль. Банки развития, как правило, финансируют менее привлекательные проекты, у которых срок окупаемости значителен (например, в высокорисковых или малорентабельных отраслях). Более того, сотрудничество с банками развития предоставляет коммерческим банкам возможность привлекать дополнительные ресурсы, причем не только бюджетные, но и частные.

Основным источником финансовых ресурсов системы институтов развития стал Стабилизационный фонд РФ. А крупнейшим и  ключевым элементом системы является созданная в 2007 году Государственная корпорация «Банк развития и  внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)». Среди других институтов развития ведущее положение занимают ОАО «Российская венчурная компания» (РВК), ОАО «МСП БАНК», ОАО «Роснано», Фонд развития Центра разработки и коммерциализации новых технологий (Фонд «Сколково»), Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Российская ассоциация венчурного инвестирования (РАВИ), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия), Московская межбанковская валютная биржа (ММВБ), Федеральное агентство по делам молодежи (Росмолодежь), Российский фонд технологического развития (РФТР). Кроме того, в различных субъектах Российской Федерации создано более 200 организаций, которые, исходя из осуществляемых функций, могут быть отнесены к институтам развития. Региональные институты развития в основном заинтересованы в поддержке инноваций для малого и среднего бизнеса.



Институты развития призваны развивать следующие направления:

  • развитие экономической и социальной инфраструктуры;
  • развитие инновационной сферы;
  • содействие развитию внешнеэкономической деятельности;
  • поддержка малого и среднего бизнеса; 
  • устранение региональных дисбалансов в  развитии (поддержка проектов в сфере транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергосбережения).

Проблематика

Тем не менее, удельный вес инновационно-активных предприятий в российской экономике до сих пор чрезвычайно мал и составляет 9–10%. Для сравнения: в Германии — около 80%, Финляндии — свыше 50%, Литве — свыше 30%. Отсюда невысокие показатели выпуска и экспорта инновационной продукции. В мировом наукоемком экспорте продукции гражданского назначения доля продукции РФ составляет 0,5%, тогда как доля США — 36%, Японии — 30%, Германии — 16%, Китая — 6%. В общем объеме отгруженной промышленной продукции из России удельный вес инновационной продукции составляет 6,1% против минимального показателя современной конкурентоспособной экономики в 15%. Кроме того, на крайне низком уровне находится доля частных затрат на исследования и разработки. Внутренние затраты явно несоизмеримы с реальными потребностями экономики в расширении спектра конкурентоспособной продукции. Одна из значимых причин подобной ситуации — это низкий уровень инвестиций в инновации, которые смогли бы обеспечить постоянное обновление технической и технологической базы производства.

Нерешенными остаются и другие серьезные проблемы, которые могут свести на нет всю деятельность институтов развития:

  • Высокие риски ведения предпринимательской деятельности в России, на что указывает, например, 92-е место РФ в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» (Doing Business).
  • Наличие коррупции и излишних административных барьеров, а также низкий уровень доверия малого предпринимательства в сочетании с низким уровнем эффективности государственного управления.
  • Незаинтересованность финансово-кредитных организаций в поддержке рискового инновационного бизнеса, отсутствие должных взаимосвязей между элементами НИС, действенной интеграции образования, науки и бизнеса.

Заключение:

По индексу инноваций Россия занимает 64-е место в мире.  Улучшить показатели помогут следующие меры: развитие рынка интеллектуальной собственности и защита прав интеллектуальной собственности, развитие механизмов государственно-частного партнерства, увеличение эффективности государственных инвестиций, а также стимулирование производительности труда. Только разобравшись с данными вопросами, мы сможем улучшить инвестиционную привлекательность нашей страны и степень ее национальной конкурентоспособности на мировом уровне.


В статье использовались материалы из книги В.П. Строшкова "Особенности взаимодействия с институтами развития при управлении инновационными проектами".

теги

присоединяйтесь к нам в соц. сетях

© 2016 “АПИТ”. Все права защищены

рассылка

Хотите следить за нашими новостями и событиями? Подпишитесь на нашу рассылку!

читайте также

Барометр инвестиционного посредничества - первый отчет о профессии инвестиционного консультанта

«Большие данные» - необходимость новой аналитики

комментарии

Оставить коментарий