Тяжело не только российским стартапам… Американский SPOTIFY привлек ещё миллиард долларов.

Деталями и оценкой сделки поделилась на своей странице в Facebook Head of US Office в Life.SREDA Renata RA Akhunova

"…Spotify закрыл сделку на еще один миллиард американских рублей, но не спешит откупоривать шампанское. Условия этой сделки ярко иллюстрируют, как тяжело нынче стартапам приходится в долине.

Предыдущий раунд Spotify был закрыт в июне 2015 года по оценке в $8,5 миллиардов. Сегодня они подняли еще миллиард долларов на условиях КОНВЕРТИРУЕМОГО ЗАЙМА. Миллиард, вы не ослышались. Конветируемый займ, все верно. Буквально продали душу.

Детали сделки:

  • инвесторы получили скидку в 20% на ЛЮБУЮ цену акций Spotify при IPO в 2017 году;
  • IPO должно произойти в 2017 году, иначе эта скидка будет РАСТИ на 2,5% каждые 6 месяцев, что компания не выйдет на IPO;
  • компания обязуется выплачивать 5% ГОДОВЫХ на этот миллиард, а через год - еще плюс 1% каждые 6 месяцев (тут хотя бы ограничились верхней ставкой в 10% - и на том спасибо);
  • инвесторы могут продать свои акции уже через 90 дней после IPO - то есть НА ПОЛ СРОКА РАНЬШЕ (обычный lockup период - 180 дней), чем другие инвесторы, а главное - сотрудники (последние особенно надеялись заработать на акциях работодателя).

Для понимания последствий представьте бонусы для инвесторов этого конвертируемого займа в цифрах:

  • они могут получить как минимум на $200.000.000 больше денег при продаже своих акций,
  • на годовой ставке займа они заработают еще как минимум $50.000.000,
  • они продадут свои акции раньше и быстрее инвесторов предыдущих раундов и сотрудников (к моменту, когда последние получат право продажи, спрос может и упасть...).

В общем, некоторые инвесторы и банкиры евреистее других: даже если акции Spotify пойдут по заниженной цене, эти парни неплохо подстраховались!

Зачем Spotify на это пошел? Во-первых, конветируемым займом они наверняка прикрыли пониженную оценку компании, которую пришлось бы «расчехлить» возьми они деньги за акции. Во-вторых, компании действительно нужны эти деньги, чтобы бороться с самой надежно фондированной компанией мира - Apple. И вот тут самое интересное: Spotify относится к тем компаниям, которые наверняка предполагали, что их купит кто-то из гигантов. Ан нет. Помним, что довольно часто гигантам быстрее купить, чем изобретать самим. Но иногда скопировать все-таки проще, особенно на существующей инфраструктуре, и рассчитывать на их неповоротливость не стоит."